Музыка88

«Иногда из-за женщин и алкоголя концерты были под угрозой». Продюсер Евгений Калмыков — о работе с «Ляписом» и Лигалайзом

Культурная среда будет не замечать то, что собирает стадионы, а смотреть на исполнителей с несколькими десятками зрителей. Так считает Евгений Калмыков — в прошлом продюсер группы «Ляпис Трубецкой», а ныне директор российского рэпера Лигалайза. Пообщались с ним о ностальгическом прошлом группы, нынешней работе и белорусской музыке.

«Когда была пара по физкультуре, Михалок мог надеть на нее семейные трусы и майку-алкоголичку»

Мы с Михалком и Пашей Булатниковым, вторым вокалистом группы, вместе учились в минском университете культуры, это было начало 90-х. Наша специальность называлась «режиссер зрелищ и представлений» — организация различных мероприятий, праздников города.

Михалок учился на этой же кафедре, только я был на втором курсе, он — на первом. Как-то я начал интересоваться, у кого из ребят есть актерские способности, ведь мне такие люди были нужны для курсовой — нужно было взять какое-то произведение и сделать свою постановку. Мне порекомендовали Михалка, я с ним познакомился и привлек его как актера, и так мы начали работать и дружить, тогда же познакомился с Булатниковым. 

Паша был красавец, все студентки института балдели от него него. Он носил кожаную косуху и ковбойские сапоги, имел длинные волосы и курил у входа в институт. А Михалок был человеком андеграунда. Помню, учителя из института спрашивали меня: «Женя, почему ты с этим придурком связался? Он же недалекий человек!» А дело в том, что Михалок играл роль придурка. Когда была пара по физкультуре, он мог надеть на нее семейные трусы и майку-алкоголичку. Или он мог прийти на занятие сразу в трех рубашках, и каждая расстегивалась на пуговицу ниже. То есть Михалок был представителем контркультуры.

Я работал в кафе «Время» в ДК Тракторного завода, оно находилось в подвальном помещении. Времена были голодные, я — студент третьего курса, и в кафе я устраивал для первых «новых белорусов» эротические шоу, концертики — создавал нэпманскую атмосферу. Пригласил туда выступить «Ляпис Трубецкой», и это точно был их первый концерт за гонорар — они получили ящик пива. 

Какое место в жизни группы занимал алкоголь? Думаю, третье. Первое место — у нас всегда были какие-то творческие идеи, которые мы реализовывали, а на втором месте были женщины. 

Например, мы встречались с Михалком зимой. Говорим друг другу: холодно, давай пойдем в кафе. Выпьем, но только по 50, ведь мы зашли сюда, чтобы составить сценарный план мероприятия. Потом не помнишь, в какой карман ты положил этот план, но выпили на все деньги, которые были в кармане.

Евгений Калмыков в клипе «Ляпис Трубецкой» на песню Lyapis Crew, 2012 год. Фото: архив Евгения Калмыкова

Вместе с художниками из академии придумали выпивать и играть на гитаре — кстати, в этой тусовке участвовал Леша Хацкевич, после известный как Саша (из дуэта «Саша и Сирожа». — «НН»). У художников были мастерские, причем прямо в академии, и мы собирались у них, Михалок там пел свои первые песенки. 

Потом все это вылилось в театр «БамБуки» с шутовскими постановками. «БамБуки» — это по аналогии с японским театром кабуки, а также как аббревиатура: Белорусская академия искусства и белорусский университет культуры. Все роли играли мужчины, основа — стихи, написанные Хацкевичем и Михалком, которые сильно упрощали весь рассказ. 

Сначала показывали спектакли в кафе «Время», потом у нас появился новый клуб — «Аддис-Абеба» напротив первой лукашенковской резиденции, в кинотеатре «Пионер». Театр «Бамбуки» был там резидентом, и еженедельно, кажется, по субботам мы там давали свою очередную постановку, делали ее за неделю. Писали не просто литературную основу — поэму к каждой постановке! Еще и готовили костюмы. Но постановки были маленькие, минут по пятнадцать.

Когда у группы начались минские концерты по пару раз в месяц, я часто искал по городу Михалка, так как мобильников не было. Знал пять-шесть мест, где, скорее всего, его найду. Это все были дамы, и иногда из-за этих дам и алкоголя концерты были под угрозой. 

«Когда Михалок объявил, что проект закрывается, я для себя его и закрыл»

Когда понял, что проект народный? Было два момента. Мы готовили с «Ляписом Трубецким» первый альбом, название — «Ранетое сердце», альбом выходил в Минске на VHS-кассетах. Я организовал фестиваль, где выступали различные белорусские группы – и N.R.M., и «Нейро Дюбель», и «Ляпис Трубецкой». Это было на «кораблике» — сцене у входа в Парк Горького.

Во время этого фестиваля была презентация «Ранетого сердца», подготовили то ли 500, то ли 1000 аудиокассет с ним. Когда выступление «Ляписов» закончилось, все кассеты раскупили, это было очень примечательно. А где-то через три месяца я организовал концерт во Дворце культуры профсоюзов, где также раскупили все билеты. Огромное количество людей не попало на концерт и пыталось всячески туда пролезть, люди выбивали стекла. Когда я после концерта вышел на улицу и пошел по проспекту, видел компании, которые громко пели песни «Ляписов», это тоже было знаково.

Что случилось в 2017 году? Проект был закрыт. Это было прекрасное решение Михалка, которое я поддержал, и дальше мы должны были плыть кто как хочет. Сейчас проект снова существует в определенном виде, но это уже эхо. Вопросов к Михалку нет, он на самом деле душа проекта «Ляпис Трубецкой», все песни — его. Если он хочет, чтобы проект снова так назывался, имеет на это полное моральное право.

Сейчас чувствую, что для меня все это прошло. Когда Михалок объявил, что проект закрывается, я для себя его и закрыл. Пропадает желание победить, а оно было, остается опыт и память. 

Концерт «Ляписов» в Вильнюсе, Avia Solutions Group Arena. Фото: архив Евгения Калмыкова

Горжусь, что мы прошли полный цикл, от подвалов до стадионов, и не развалились, и что сделали так много хороших песен, многое попробовали. Это был очень интересный творческий путь, ведь мы придумывали велосипед. Задумали, что мы хотим, и дошли до цели, хотя дорога была извилистая.

Работали в минской среде, и группа была минским проектом. Те же «Саша и Сирожа» не просто так разговаривали на трасянке, это были дети тех, кто переехал в Минск из регионов Беларуси и всего постсоветского пространства, и в этом большом котле мы варились. В том сленге было что-то свое, мы этим отличались от других. Наши песни, наши шутки были напитаны Минском. 

Съемки клипа «Принцесса», Киев. Фото: архив Евгения Калмыкова

Сложно сказать, какой бы я был без проекта. Вряд ли я бы долго работал режиссером зрелищ и представлений, на госслужбе я бы не задержался. Вероятно, был бы где-то в культуре, может, работал бы режиссером. Однако «Ляпис Трубецкой» точно мне много дал. Я без музыкального образования, но до сих пор занимаюсь музыкой, поддерживаю музыкальные эксперименты и на самом деле люблю музыку.

Также я познакомился и общался с огромным количеством людей. Очень много ездил, и не только с группой. Имел деньги, и как только видел дыру в графике, сразу ехал в Иран, Азию, Африку или Северную Корею — здорово поездил! Люблю Ближний Восток и Азию, попадать в микромиры. Стараюсь в жизни ни о чем не жалеть и ни по чем не скучать, ведь зачем тратить на это время, пока ты жив? Вокруг много всего интересного! 

Сергей Михалок. 2010 год, европейский тур в поддержку альбома Agitpop. Фото: архив Евгения Калмыкова.
2010 год, европейский тур в поддержку альбома Agitpop. Фото: архив Евгения Калмыкова.
2010 год, европейский тур в поддержку альбома Agitpop. Фото: архив Евгения Калмыкова.

Время прошло, и я немного сверху смотрю на эту ситуацию с «Ляписами». Благодарен и участникам группы, и персонально Михалку, судьбе. Отличное было кино. Сейчас занимаюсь музыкой, но не как композитор, это музыка для терапии, бинауральная. Так что, может, еще и создам какой-то проект. 

«Раньше можно было сбежать из Беларуси в Россию от политического преследования»

Где-то три-четыре месяца назад я стал директором Лигалайза. Мне позвонил Гена Шульман — известный минский промоутер, который сейчас в Израиле, предложил мне устроить там концерт Лигалайза. Я согласился и позвонил Лигалайзу, а он мне — так может ты поработаешь директором? И я согласился, хотя зарекался больше не работать с артистами.

Прежде всего, Лигалайза я знал. Мы познакомились с ним в Москве после 2010-го, когда Михалок превращался в качка, а Лигалайз тоже решил взяться за себя. Он заметил образ Михалка и просто ездил за нами по концертам, так что мы давно с ним дружим.

Очень рад за его поступок. Лигалайз комфортно жил в Москве, но написал яркий альбом и принял решение высказаться, и я за это его уважаю. На альбоме у него такие композиции, как «Застой 2.0», «Мир вашему дому», он писал в песнях, что видит и как все понимает относительно происходящего в России и Украине.

Я сам десять лет работал в России саунд-продюсером. Мы же с Михалком сбежали в Москву из Минска, на него тогда завели уголовное дело. Представляете, раньше можно было сбежать из Беларуси в Россию от политического преследования!

Но когда мы почувствовали, что начинается оттепель, где-то в 2017-м, мы вернулись. Я тогда уже не работал в «Ляписах». Михалка надолго не хватило на жизнь в Москве, а я до этого уже так жил — совмещал «Ляписов» и работу в кинокомпании [Валерия] Тодоровского. 

Сейчас я бы в России не работал. Почему? Потому что я не согласен с происходящим.

Из Беларуси я уехал в 2020-м. Тогда работал продюсером на «Еврорадио» и поехал снимать для них материал о белорусских диаспорах. Пока его снимал, «Еврорадио» признали экстремистами, и мне дали информацию, что лучше не возвращаться.

А пришел я туда где-то в 2016-м. Получается, перешел из музыки в медиа — было супер! Меня интересовала и музыка, и видеоконтент. Мог делать видеопрограммы, и устроил много интересных для меня вещей: например, программа «Закон в натуре», где в студию приходили уголовники и учили жизни. Был продюсером минской редакции, и когда ее закрыли, моя работа закончилась. 

«В Беларуси очень тонкий культурный слой, как чернозем на поле, и его так же легко сдуть ветром»

Сейчас я живу в Варшаве, и сюда переехало пол-Минска. Идут бесконечные концерты, есть даже специальные клубы, где тусуются только белорусы. Белорусские артисты в своей стране не организовывали такие туры, как сейчас организуют за рубежом — в гастрольном графике может быть 20—30 городов! А дело в том, что сейчас у нас есть свои диаспоры, и белорусы хотят видеть друг друга и общаться. 

Рассеялся культурный слой больших городов. Что такое тур в Беларуси? Это Минск, Витебск, Гродно, Брест, насчет Гомеля очень большой вопрос. Все так шатко и нестабильно, можно добавить какой Бобруйск или Оршу — и все. Но должна быть традиция ходить на концерты, в той же Речице ее нет. 

Сейчас уехала большая культурная часть белорусских городов. И эти люди не просто идут на концерты, они идут повидать друг друга. Я на концерте «Кассиопеи» встретил где-то тридцать знакомых, пять из них не ожидал там увидеть, и был очень рад. 

Спрашивал у девятилетнего сына, что он сейчас слушает, что слушают его сверстники. Он начал мне присылать песни, и это приложения к компьютерным играм, в которые они играют, пластиковые и игрушечные саунды. Так формируется их культура, поэтому, наверное, я упустил какие-то детали.

Минские рокеры в лучшие времена собирали от пятиста до тысячи человек. А приезжает какая-то попсовая дрянь и собирает в Минске стадион, так всегда было. Но культурная среда будет не замечать то, что собирает стадионы, а смотреть на Пукста, у которого на концерты всегда приходит тридцать человек.

Недавно вышла книжка про Минск 70-х — 90-х. Мне было интересно, так как там описывался тусовочный, культурный Минск. Но эта тусовка была в пределах 500 человек, а в городе живет почти два миллиона. В Беларуси очень тонкий культурный слой, как чернозем на поле, и его так же легко сдуть ветром. Ему не дают сформироваться — все случаются какие-то катаклизмы, войны, размывание народа, люди приезжают и уезжают.

Этот слой нужно ценить, он делает погоду и придает уникальность городу.

2010 год, европейский тур в поддержку альбома Agitpop. Фото: архив Евгения Калмыкова.

Немного слежу за музыкой внутри Беларуси. Мне всегда интересны уникальные творческие персоны, которые могут удивить. Илья Черепко, Света Бень — это такие люди. Михалок таким был, может, и сейчас такой, просто давно с ним не беседовал. Те же Сергей Пукст, Паша Кузюкович — он когда-то играл в «Ляписах» на трубе, но в самый расцвет проекта ушел в оркестр, так как говорил, что хочет реализоваться в музыке, – имеет много интересных проектов.

За массовой белорусской эстрадой слежу, только чтобы поржать, когда [музыкальный журналист Александр] Чернуха об этом рассказывает. Все эти Груздевы, Солодухи — это периферийный лоск. Если в Киеве или Москве могли созреть настоящие фрукты попсы, у которых еще есть бабки, у нас они такие бедненькие и не могут свою фриковость реализовать по полной, ведь бюджеты не те, Распутина или Цыганова позволит себе больше.

В той среде, которая сейчас существует в Беларуси, не может расцвести что-то яркое. Чудеса всегда бывают, но окружение — это очень важно. Чтобы созрел музыкальный проект — например, группа — нужно, чтобы у них родился свой стиль, чтобы они были в чем-то уникальны. Это может выстраиваться на одном человеке, но если речь идет о творческом коллективе, скорее нужно, чтобы они долго репетировали вместе, и тогда что-то может получиться. Из моего опыта, нужно, чтобы люди пять лет порепетировали в гаражах, и тогда у них что-то возникнет. 

«Наша Нiва» — бастион беларущины

ПОДДЕРЖАТЬ

«Бывших панков не бывает». Плейлист блогера Лизы Ветровой

«Где кот, там и дом». Музыкант Башлыкевич — о жизни в Амстердаме, новом альбоме и белорусской сатьяграхе

«Дядя Саша, без обид, но вам никто не рад». Пообщались с белорусским певцом AP$ENT, чьи песни собирают миллионы прослушиваний 

Комментарии8

  • бабруйчанін
    05.01.2024
    Якім чынам гэты дзядзька да " культуры" з Міхалком ляпісам легалайзам ??? Да беларускай культуры??? Так на " усходе" шмат дзе гатовыя за гэты " лэгалайз" з сваей кішені заплаціць На.вошта мне у Бабруйску нейкі " лега лайз" Калі мне і шмат каму і 40 год таму ні цікавая совэстрада ці ціпа соврок ці сіротскія песенкі шатунова цоя??
  • Максим Дизайнер
    05.01.2024
    ё,

    Лучше было бы сгнить на заводике в облезлой панели на Автазе, или, как Иван Кирчук, в 50 лет чалиться в общаге кулька, а потом быть выставленным на мороз, даже без политики?
  • Максим Дизайнер
    05.01.2024
    бабруйчанін

    Жуй сопли под деревенский Низкиз, и не хныкай, меломан. Куда сиротским песенкам Цоя, Гроб и суперхитам Шатунова до вечных завываний под гитару паспалитага бомонда.

Сейчас читают

В 55 лет умер создатель бренда Serge Сергей Атрощенко10

В 55 лет умер создатель бренда Serge Сергей Атрощенко

Все новости →
Все новости

На электробусах МАЗ начнут устанавливать алкозамки. Что это такое3

В Свято-Елисаветинский монастырь пришли с проверками6

Правительство берет под усиленный контроль цены на мясо, молоко и кондитерские изделия6

Трамп взял две недели, чтобы определиться относительно Ирана24

В оккупированном Крыму снова продают знаменитую «Массандру»3

Политзаключенного Наливко обманул политзаключенный Абрамук — забрал поддержку, которую тот должен был получить после освобождения15

Глава российского Центробанка заявила об истощении последних ресурсов роста российской экономики16

На Украине назначили нового командующего Сухопутными войсками2

Появился указ, который позволяет приватизировать арендное жилье1

больш чытаных навін
больш лайканых навін

В 55 лет умер создатель бренда Serge Сергей Атрощенко10

В 55 лет умер создатель бренда Serge Сергей Атрощенко

Главное
Все новости →

Заўвага:

 

 

 

 

Закрыць Паведаміць